Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Риенцо – Рынок

     

Рим Древний (литература)

РИМ ДРЕВНИЙ (литература)

. Под римской литературой понимается латинская литература античности. Для неё характерно глубокое влияние греческой литературы. В литературе, как и в остальных областях, греки с 3 века до нашей эры стали для своих победителей учителями и образцами. Римляне заимствовали литературные жанры, формы и сюжеты, переводили и обрабатывали греческих авторов или подражали им. При всей своей зависимости они создавали, однако, произведения, отражавшие душевный склад человека римского общества.

Долитературный период. Вплоть до конца 1-й Пунической войны (241 до нашей эры) основы литературного творчества римлян лишь намечаются в формах культового песнопения, плача по умершему, примитивного родового эпоса, победных и насмешливых (фесценнины) песен, примитивной драмы, городской хроники (анналы), юридических текстов (Законы 12 таблиц), надгробных речей и прочего. Первым известным по имени римским писателем был цензор Анний Клавдий Цек (около 300).

Архаический период продолжался от Ливия Андроника до начала творчества Цицерона (240—80 до нашей эры) Решающий шаг на пути к созданию римской литературы по греческому образцу сделал Ливий Андроник, вольноотпущенный греческий раб. Он перевёл традиционным сатурновым стихом «Одиссею» и создавал латинские переработки греческих драм (первая постановка в 240 до нашей эры). Его последователем стал Невий — создатель поэзии национально-римского содержания. Попытки Невия превратить по образцу древнеаттической комедии сцену в трибуну выпадов против правящей аристократии привели к заключению его в тюрьму и ссылке. Наиболее представительным поэтом данной эпохи был многогранно одарённый Энний. В своём основном произведении — историческом эпосе «Анналы», воспевавшем исторические деяния римлян,— Энний с точки зрения формы непосредственно следует Гомеру. Особенно пышно расцвела в этот период драматургия, от которой сохранились лишь комедии Плавта и Теренция. Оригинальнейшим достижением римлян в области литертатуры явилась сатира, нашедшая своего первого выдающегося представителя в лице Луцилия. После 2-й Пунической войны в Риме возникает историография. К её помощи прибегали представители сенатской знати, с тем чтобы, подражая ежегодным официальным городским летописям, представить события римской истории как оправдание собственной политики. Первые из таких анналистов пользовались греческим языком с целью добиться международного признания. В противовес им Катон Старший написал историю Рима и италийских племён на латинском языке. Также и в других многочисленных произведениях Катон яростно отстаивал всё традиционно римское, противопоставляя его грекофильству. Катон был первым крупным римским прозаиком. В бурную эпоху внутренней борьбы, начавшуюся с реформистских попыток Гракхов, значительный подъём испытало красноречие, сильно преобразившееся под воздействием образцов греческой риторики.

Период классики (эпоха «золотой латыни»; с Цицерона до смерти Августа, 80 до нашей эры — 14 нашей эры).

а) Эпоха Цицерона (80—40 до нашей эры) явилась апогеем развития прозы. В эти насыщенные конфликтами и кризисами годы, когда совершался переход от аристократической республики к монархии, высшего расцвета в Риме достигло красноречие. Непревзойдённым оратором был Цицерон, его серьезнейшим соперником — Гортензий. В теории красноречия Цицерон также добился выдающихся успехов. В своих философских произведениях он стремился приобщить римлян на их родном языке к ценностям греческой философии. Для всех последующих времён классическая проза Цицерона служила недосягаемым образцом. Значительные исторические труды были созданы Цезарем и Саллюстием. Попытку создания римской биографии предпринял Корнелий Непот. Энциклопедические сочинения Варрона, крупнейшего и плодовитейшего из всех когда-либо бывших в Риме учёных, охватывали почти все отрасли современного ему знания. В поэзии неотерики (новые, модернисты) резко отмежёвывались от духа и формы архаического римского стихотворства и следовали за александрийскими поэтами того времени, представлявшими точку зрения «искусство для искусства». От этого направления до нас в полном виде дошли стихи только Катулла, гениальнейшего из неотериков. Лукреций в грандиозном дидактическом эпосе представил материалистическую философию Эпикура как путь к благу человечества.

б) Августовская эпоха (40 до нашей эры — 14 нашей эры) стала кульминацией римской поэзии. Литература этого периода развивалась под знаком восстановления мира и порядка после долгих лет кровавых гражданских войн. Принцепс Август прославлялся как спаситель и восстановитель государства. Вновь оживились представления об основных ценностях римского народа; была провозглашена его имперская миссия. Первыми на требования эпохи откликнулись поэты, прежде всего Вергилий и Гораций, в многослойном творчестве которых римская поэзия достигла классического совершенства. Август, понимая значение поэзии для успешного осуществления своей политики, всесторонне ей покровительствовал. Его ближайшими помощниками в этом начинании выступали такие деятели, как Меценат и Мессала, которые, объединяя вокруг себя литературные круги, оказывали поэтам широкую поддержку. В это же время расцвела римская элегия. Первым её представителем был Галл, составивший сборник элегий; за ним последовали Тибулл, Проперций и Овидий, создавший также блестящие произведения в жанрах написанной элегическим дистихом дидактические поэмы и мифологического эпоса. Ведущим прозаиком августовской эпохи был историк Ливий, прославлявший древнеримскую доблесть и величие. Сам Август рассказывает о своей деятельности в эпиграфической автобиографии („Monumentum Ancyranum”). В специальной литературе этого времени выделяется архитектурный трактат Витрувия.

1 век («серебряная латынь»; от смерти Августа до смерти Траяна, 14—417 нашей эры). В это постклассическое столетие римская литература во многих своих проявлениях носит эпигонский характер. На развитии поэзии и прозы отрицательно сказалось всё возраставшее влияние риторики. Преобладавшее в эпоху Августа положительное отношение писателей к императорской власти впоследствии совершенно исчезло. Историческая обстановка располагала скорее к сатирическому изображению действительности. Продолжателями традиции стихотворной сатиры стали вслед за Луцилием и Горацием Персий и Ювенал, а мениппова сатира (смесь прозы и стихов) нашла место в творчестве Сенеки и Петрония. Сатирическое изображение нравов составляет главное содержание эпиграмматической поэзии Марциала, считающегося величайшим в мировой литературе эпиграмматистом. Крупнейшим эпическим поэтом столетия был Лукан, воспевший гражданскую войну между Цезарем и Помпеем как пример борьбы тиранического и свободолюбивого начал. В эпическом жанре писали также Силий Италик, Валерий Флакк, Папиний Стаций и Манилий, автор своеобразного дидактического эпоса. Жанр басни ввёл в римскую литературу вольноотпущенник Августа Федр. В его руках басня превратилась в средство злободневной критики. Единственный пример полностью дошедших до нас римских трагедий представляет собой творчество стоика Сенеки, изображавшего пагубность разнузданных страстей. Помимо трагедий, Сенека был автором сочинений по нравственной философии, влияние которых простирается далеко за пределы его эпохи. Почитатель Тиберия Веллей Патеркул написал очерк римской истории. Курций Руф в романической «Истории Александра» преследовал чисто развлекательные цели. Впечатления от тиранического правления Домициана побудили величайшего римского историка Тацита создать мрачные картины императорского времени. Красноречие постепенно вырождалось в напыщенные декламации и панегирики. Главной причиной его упадка Тацит считал (в «Диалоге об ораторах») исчезновение при императорах республиканской свободы. Тем не менее именно в это время творил крупнейший теоретик римского красноречия Квинтилиан; одним из его учеников был Плиний Младший, автор литературных писем и прочего. Расцвета достигла специальная литература в лице врача Цельса, энциклопедиста Плиния Старшего, географа Помпония Мелы, теоретика сельского хозяйства Колумеллы и прочих.

2 век. В относительно спокойный 2 век при Адриане и Антонинах процветала смешанная греко-римская культура. Образованные люди были, как правило, двуязычны. В романизированных провинциях Западной Империи, прежде всего в Африке, появились собственные центры образования и культуры. В этот период, однако, римская литература, не считая специальных сочинений, не дала никаких выдающихся произведений. Чрезвычайно сильным было влияние риторики. В римской, подобно тому, как и в греческой, литературе возобладало архаизирующее направление, первым представителем которого стал ритор Фронтон. Его учеником был Авл Геллий. Самым ярким литературным явлением этой эпохи оказался африканец Апулей, многогранное творчество которого известно преимущественно по его роману «Метаморфозы», или «Золотой осёл». Из дошедших до нас остатков обширного творчества Светония самым значительным произведением являются биографии первых двенадцати императоров. Стадию наивысшего расцвета во 2 веке — 1-й половине 3 века переживает римская юриспруденция. Великими юристами были Сальвий Юлиан, Гай, Папиниан, Ульпиан и Павел.

3—4 века. В кризисную эпоху 3 века литературное творчество приходит почти в полный упадок. Только некоторая стабилизация общества при Диоклетиане и его преемниках привела римскую литературу к новому относительному подъёму в 4 веке. Между тем общественные предпосылки литературного процесса претерпели в это время существенные изменения. Наметившееся отчуждение между восточной и западной частями Империи становилось всё более заметным; знание греческого языка в её западной части постепенно угасало. Определяющим элементом стала христианская литература, перешедшая в конце 2 века на латинский язык. Христианские авторы заимствовали формы языческой литературы и трансформировали их в соответствии с новыми потребностями. Языческих поэтов и мыслителей вскоре стали рассматривать как предшественников откровения истины о спасении и предоставлять им собственное место в системе образования, пусть даже подчинённое. Крупнейшими римскими христианскими писателями были Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, Арнобий, Лактанций, Амвросий, Иероним и глубочайший христианский мыслитель Запада Августин, чьё богословие и философия истории оказали сильное воздействие на мысль последующих эпох. Среди христианских поэтов выделяется Пруденций. Языческая традиция нашла защитников прежде всего в среде сенатской знати Рима (семейства Симмахов и Никомахов). Именно здесь, в кругу Квинта Аврелия Симмаха, с возрождённым упорством сохраняется национальное римское предание; вновь издаются и комментируются великие авторы древности (например, комментарий Сервия к Вергилию). Судить об этом движении можно по «Сатурналиям» Макробия. Значительных высот достигла языческая литература 4 века в творчестве поэта Клавдиана и историка Аммиана Марцеллина. Центром литературного образования становится Галлия, блистательнейшим поэтическим талантом которой был Авзоний. Вдохновлённая прославлением величия Рима проникнута поэзия уроженца Галлии Рутилия Намациана. Картины галло-римского общества 5 века запечатлены в стихах и письмах Сидония Аполлинария. Важную роль в эти столетия играла ориентированная на потребности школы специальная литература. Известными грамматиками были Донат и Присциан. В педагогических целях сведения из различных областей знания собирались в энциклопедии, антологии и краткие переработки. Компендий семи свободных искусств (artes liberales), составлннный Марцианом Капеллой, оставался образцом для подобного рода сочинений и в средние века. Для монастырских нужд Кассиодор написал пособие, включающее элементы духовных и мирских наук. То обстоятельство, что Кассиодор побуждал монахов переписывать сочинения языческих писателей, имело немаловажные последствия: таким образом в средние века были сохранены творения многих нехристианских авторов. В конце своего существования римской литературе удалось ещё раз создать произведение мирового масштаба — «Утешение в философии» Боэция. Законченную, пережившую века форму римское право приобрело в составленных в Константинополе по приказу восточноримского императора Юстиниана огромном собрании, названном позднее Сводом гражданского права (латинское Corpus iuris civilis). Влияние римской литературы на средневековую, новолатинскую и национальные литературы Европы глубоко и многообразно.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru