Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Риенцо – Рынок

     

Рим Древний (музыка)

РИМ ДРЕВНИЙ (музыка)

. Несмотря на отсутствие нотных записей, которые могли бы послужить первоисточником по музыкальной истории Рима, разнообразные литературные свидетельства и данные изобразительного искусства позволяют судить о музыкальной культуре римлян, ранее, как правило, недооценивавшейся. В самых различных областях римской жизни музыка играла выдающуюся роль, будь то бытовая музыка, связанная с культом, обрядами и военным делом, или профессиональная музыка театральных представлений, танцев и развлечений. В инструментовке заметно развитие этрусского, греческого и восточного влияний с явным стремлением к колоритным созвучиям: был увеличен набор струн на лире и кифаре, к авлосу (tibia) добавились кольцевые клапаны (вращающиеся кольца с отверстиями, совпадающими с отверстиями на трубчатом корпусе инструмента); в военной музыке использовались духовые инструменты, в сценической и развлекательной — ударные (восточного происхождения).

В музыкальной литературе была перенята греческая акустика и учение о ладах; на основании теории этического воздействия музыки она была включена в систему общего образования. Через посредство этрусков к римлянам перешли греческие и восточные музыкальные инструменты, и приёмы игры. Рельефные изображения из этрусских гробниц, дополненные свидетельствами римских писателей, позволяют сделать вывод о тесной связи музыкальной практики с культом мёртвых. Вынос тела, плач об умершем и погребальная процессия сопровождались игрой на тибии и кифаре. Музыка сопутствовала римлянам также во время состязаний, спортивных упражнений, ежедневной работы и пиров. Несмотря на частичное родство инструментов архаической Греции и этрусков, у последних явно преобладают духовые, а именно: три модификации трубы — прямая туба, отличающаяся удлинённым корпусом, литуус (lituus) и кругообразно изогнутый рог (cornu); двойной авлос с расширением в виде раструба и безмундштучная трубчатая сиринга (греческое syrinx, латинское fistula), прикладывающаяся к губам под косым углом. Для акцентирования танцевальных ритмов использовались трещотки и другие ударные инструменты.

В то время как в Греции музыкальные инструменты служили преимущественно для аккомпанемента голосу, этруски в большей степени ценили инструментальную музыку, в особенности ансамбль исполнителей на тибиях и кифарах. Уже для легендарного царского периода засвидетельствовано использование римлянами музыки в культовых целях. Устойчивость традиции позволяла древнейшим песнопениям (carmina) тех или иных жреческих коллегий столетиями сохраняться в неизменном виде.

Танец салиев с оружием и молебственный обход полей арвальскими братьями сопровождались амебейным (попеременным) пением. Формы народного пения, известные лишь по поздним литературным источникам, также возникли в архаическую эпоху.

После установления Республики для подачи военных сигналов римляне стали применять заимствованные у этрусков духовые инструменты (туба, литуус, рог), а также изогнутую в виде бычьего рога букцину (buccina) — первоначально пастушеский инструмент. Ежегодно 23 марта и 23 мая торжественно справлялись праздники ритуального очищения культовых труб (тубилюстрии). В национальный инструмент превратилась тибия, игра на которой сопутствовала по этрусскому образцу похоронам и жертвоприношениям.

Со времени распространения римского владычества на всё Средиземноморье начинается заимствование эллинистической театральной и концертной музыки. Уроженец Великой Греции вольноотпущенник Ливий Андроник был одновременно поэтом и композитором; он руководил исполнениями культовых хоровых песен. Плавт, следуя греческим образцам, создавал непритязательные римские комедии, в которых он развил речевые диалоги в монодии (cantica), дуэты и терцеты, причём сочинение музыки для сцены возлагалось на рабов-исполнителей. В течение некоторого времени значительную роль в римской трагедии играл хор, вскоре, однако, уступивший место сольному пению.

Вместе с перенятием культов Кибелы (Magna Mater — Великая мать, с 204 до нашей эры) и Диониса в Рим вторгается оргиастическая музыка. Предполагалось, что игра на духовых инструментах, сопровождавшаяся бубнами (tympana), тарелками (cymbala) и трещотками (crotala), отпугивает демонов и способствует достижению посвящёнными состояния экстаза. После подчинения Македонии и разрушения Коринфа (146 до нашей эры) вместе с захваченными рабами в Рим прибывают греческие драматические актёры и музыканты. Победоносные полководцы Муммий, Сулла и Антоний оказывали покровительство союзам греческих художников и предоставляли им привилегии. Всё большую популярность у всех слоёв общества завоёвывает сольная инструментальная музыка и рецитация лирических стихов в камерном музыкальном сопровождении. Особой роскошью считались концерты и застольная музыка, исполнявшаяся рабами и профессиональными музыкантами. Создававшиеся по эллинистическому образцу как профессиональный жанр песни утеряны, не считая сохранившихся образцов, предназначенных для пения поэтической лирики.

Из поэзии августовской эпохи для песенного исполнения были предназначены «Буколики» и некоторые части «Энеиды» Вергилия, а также, по всей вероятности, оды Горация. Написанная Горацием по случаю секулярных игр 17 нашей эры «Столетняя песнь» (“Carmen Saeculare”) должна была исполняться по строфам попеременно хорами мальчиков и девочек. Постепенно в дополнение к изучению пения и игры на музыкальных инструментах под влиянием греков в систему римского общего образования включается музыкальная теория. Энциклопедист Варрон в утерянном сочинении «О дисциплинах» в числе прочих «свободных искусств» (в связи с математическими и филологическими предметами) называет также музыку. Его современник Цицерон подчёркивал необходимость гуманистического музыкального образования для оратора. Это привело к тому, что в последующие эпохи музыкальную теорию применяли к самым различным специальным областям знания — к риторике (Квинтилиан), архитектуре (Витрувий), военной технике, астрологии и медицине.

В императорский период наряду с традиционной народной, культовой и военной музыкой всё большее распространение получает чужеродная танцевальная, развлекательная и сценическая музыка провинций. Трагедию вплоть до конца античности заменил жанр пантомимы с хоровым пением и богатым оркестровым сопровождением. Пантомиме был противопоставлен заимствованный из Великой Греции (Южная Италия) жанр мима (песенные и танцевальные номера в сопровождении ударных инструментов), представлявший реалистически-бурлескные картины каждодневного быта. Для создания музыкального фона во время гладиаторских боев в амфитеатрах наряду с металлическими духовыми инструментами нередко использовались органы. С профессиональными виртуозами соперничали дилетанты из различных слоёв общества, в их числе известные политики и даже императоры. Однако наибольшим успехом у публики пользовались, несмотря на юридическое бесправие, стекавшиеся в Рим из покорённых стран музыканты. В позднеримских музыкальных трактатах античная теория систематизируется в основном с математически-умозрительной точки зрения, всё более отдаляясь от современной музыкальной практики. Самым оригинальным сочинением в этой области, возможно, следует считать музыкальный трактат отца церкви Августина. Каноническое значение в средние века приобрёл трактат Боэция — последний крупный свод музыкальной теории.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru