Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Слава – Союзнические войны

     

Слава

СЛАВА

Стремление к Славе и почестям, как индивидуальная и общественная движущая сила, играло у греков и римлян исключительную роль. Невозможно нарисовать единую картину греческих представлений о Славе, что обусловлено многократными политическими, экономическими и социальными переворотами, а также сосуществованием общин с самыми различными укладами. Кроме того, для выражения понятия «Слава» в греческом языке имелось множество синонимов (kleos, kydos, time, doxa, euchos и прочие); эти первоначально дифференцированные понятия позднее обнаруживают тенденцию к совпадению. Это свидетельствует не столько о несогласии представлений, сколько о живучести идеи Славы. В развитии греческих понятий «Славы» можно приблизительно выделить три этапа: аристократический, полисный и эллинистический. В эпоху господства аристократии объектами устремлений были прежде всего kleos, то есть словесное возвеличение подвигов, главным образом военных и спортивных; далее kydos - внешний блеск, завоёванный каким-либо однократным деянием; наконец, time - почёт, включающий понятие материального благополучия. Kydos и time часто назывались дарами богов, однако и для kleos иногда предполагается косвенное вмешательство божественных сил; например, поэт, славословящий кого-нибудь, делает это по внушению муз. Единственной формой сохранения Славы в потомстве была похвальная речь, поэтому идея непреходящей Славы связана только с kleos.

Вместе с развитием полиса произошла политизация представлений о Славе. Притягательную силу обретает уже не Слава, как таковая, а признание согражданами заслуг перед государством. На первое место среди понятий Славы выступает, оттесняя прежние критерии, оценивающее мнение - doxa. С упадком культуры полиса исчезает гражданская направленность идеи Славы. В философии наблюдается либо критика Славы, либо поиски так называемой истинной Славы.

В эпоху эллинизма расширившееся представление о мире подвергло гражданское понимание Славы ещё большему сомнению.

Римские представления о Славе могут быть выражены одной формулой: Слава - признание заслуг перед государством (слово «gloria» никогда не употребляется по отношению к женщинам). Оценивающей стороной является совокупность сограждан. В противоположность грекам у римлян божество никогда не считается источником Славы. Во власти общины было также объявить после смерти гражданина его деяние образцовым (exemplum). В отличие от понятия gloria римское словоупотребление обозначало термином «honos» соответствие гражданина средней норме добропорядочности (probitas). Таким образом нельзя сравнивать римское honos с греческим time; сближение понятий происходит, однако, во множественном числе, поскольку timai, так же как и honores, означают вообще установление одинаково для всех ступени почестей, почётных должностей и наград.

Единая граждански ориентированная римская формула понимания Славы и соответственно однозначное определение понятия Славы единственным термином «gloria», охватывающим весь объём идеи Славы, просуществовали приблизительно до последнего века Республики. После этого внутриполитическая партийная борьба за власть, подстрекаемая честолюбием, привела к отделению понятия Славы от представлений о благе государства и, следовательно, к его исчезновению. Симптомом деградации понятия Славы в Греции и Риме были весьма сходны: Слава приписывается только уникальным деяниям, начинается различение истинной и ложной Славы, появляется представление об особых видах Славы: Слава поэта (высшее выражение это понятие нашло в итальянском Ренессансе). Слава философа, оратора (этот вид Славы особенно ценился во время Французской революции). Слава историка и тому подобное. Идея Славы становится предметом теоретических изысканий, хотя из многочисленных греческих и римских сочинений, объединённых заголовком «О славе», ни одно до нас не дошло.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru