(греческое Sophokles, латинское Sophocles), родился около 496 до нашей эры в аттическом селении Колоне под Афинами в семье богатого фабриканта, умер 406 до нашей эры в Афинах. Один из трёх великих античных трагиков. В 480, будучи эфебом, Софокл руководил хором мальчиков на празднике в честь победы при Саламине. В 443 стал хранителем казны Афинского морского союза, в 441 — стратегом (вместе с Периклом), в 420 ввёл в Афинах культ Асклепия (сохранились фрагменты пеана Софокла этому богу). После смерти Софокл почитался как heros dexion — муж правый. В своих драмах Софокл увеличил число актёров с двух до трёх, количество певцов в хоре — с 12 до 15. Как правило, он пренебрегал трилогической композицией. Из 123 драм, написанных Софоклом, полностью сохранились семь; от остальных мы имеем лишь фрагменты и названия. От сатировских драм Софокла («Следопыты», «Похищение коров мальчиком Гермесом») осталось лишь 400 стихов, от эпиграмм и элегий до нас дошли лишь фрагменты. Установить хронологию большинства произведений Софокла невозможно.
В своих драмах Софокл использовал мифологию. Сюжет для «Аякса» (самоубийство героя, на которого Афина наслала безумие, в результате чего он в припадке вместо своих врагов убил стадо скота) взят из легенд троянского цикла. Эти же легенды использованы в качестве сюжета для «Филоклета» (героя этой драмы греки во время плавания под Трою высаживают на необитаемый остров). В «Трахинянках» рассказывается о смерти Геракла, надевшего плащ, вымоченный в отравленной крови Несса. «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне» повествуют о судьбе и трагическом конце царя Фив. В «Антигоне» дочь Эдипа вопреки запрету царя Креонта хоронит своего погибшего брата Полиника. Убийство Клитемнестры её сыном Орестом составляет содержание трагедии «Электра».
Искусство Софокла высоко ценилось его согражданами: 24 раза он становился победителем состязаний драматургов. Софокл впервые развивает эпическую традицию греческой мифологии, поступки героев он психологически мотивирует их характером. Незнание божественной правды часто ведёт героев к трагическим страданиям и смерти, нередко в трагической ситуации случается ослепление. Нравственный долг заставляет героев действовать вопреки человеческим запретам (Антигона), что свидетельствует о гуманизме поэта, для которого важно не только выявить вину и ошибки людей, но и показать трагическое стечение обстоятельств, обусловленное роком (Эдип субъективно невиновен, однако объективно — преступник). Глубоко любя свою родину, Софокл воспевает Афины и их политическое устройство; он твёрдо стоит на традиционных религиозных позициях, которые в его время уже подвергались активным нападкам софистов.
Ещё в античности Софокл считался классиком, его пьесы изучали в школах, в театрах они считались образцом. Начиная с 16 века произведения Софокла, в особенности «Антигона», «Электра», «Эдип-царь», многократно ставились в театре. Были и музыкальные переработки драм Софокла (Орф).