Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Таблиний – Теэтет Афинский

     

Тацит

ТАЦИТ

(латинское Tacitus).

1. Публий (?) Корнелий (Publius (?) Cornelius) (около 55 — около 120 нашей эры), последний великий римский историк. Тацит родился в аристократической семье, получил прекрасные знания в области риторики, что позволило ему уже в молодые годы стать известным оратором. В 88 Тацит стал претором, в 97 — консулом, в 112 (113 ?) — проконсулом римской провинции Азия. Как писатель Тацит стал известен после смерти императора Домициана (96), когда появились его первые небольшие сочинения: «Жизнь и характер Юлия Агриколы» (“De vita et moribus Iulii Agricolae”), «Германия» (“Germania”) и «Диалог об ораторах» (“Dialogus de oratoribus”). «Агрикола» был опубликован Тацитом в 98 и посвящался его умершему в 93 тестю Юлию Агриколе. Он был написан вместо непроизнесённой надгробной речи по случаю смерти Агриколы. Начало и конец «Агриколы» выдержаны в биографической форме, середина же представляет собой историческую монографию о завоевании Британии Агриколой. В том же 98 он закончил научный географо-этнографический трактат «Германия», первая часть которого является описанием общественного устройства, быта древних германцев, рассказывается и об их происхождении; во второй же части характеризуются отдельные германские племена. Местами придавая своему описанию идеализированную окраску, Тацит показывает своим поправшим нравственные нормы соотечественникам морально здоровых и физически крепких германцев, указывая при этом и на их слабости. Тем самым он предостерегает и напоминает римлянам о той опасности, которая грозит Римской империи со стороны воинственных и свободолюбивых германцев.

«Диалог об ораторах», написанный им в 102 или несколько позже, освещает остро дискутировавшийся в то время вопрос о причинах, повлекших упадок ораторского искусства. С помощью умело построенного диалога Тацит удачно объединяет эту основную тему с темой о достоинствах стихосложения и риторики. Этим сочинением, являющимся по своей форме и содержанию небольшим шедевром великого мастера, Тацит хотел показать ошибочность распространённого тогда мнения о том, что причиной этого спада являются современное воспитание и образование. Тацит считал, что главной причиной этому служит изменение общественных и внутриполитических отношений. В «Диалоге об ораторах» он обосновывает свой отход от занятия ораторским искусством и переход к литературному творчеству, точнее, к историографии.

Свои основные труды по историографии — «История» (“Historiae”) и «Анналы» (“Annales”) — Тацит посвятил истории Римской империи, начиная со смерти Августа и кончая убийством Домициана (14—96). Из 14 книг «Истории», описывающих события 69—96, очевидцем которых был сам Тацит, сохранились лишь 1—4-я и начало 5-й книги (69—70). Что же касается его самого зрелого и последнего труда «Анналы» в 16 книгах, то до нас дошли лишь 1—6-я (Тиберий, 14—37) и 11—16-я (Клавдий и Нерон, 47—66), а книги 5, 6 и 16 сохранились не полностью. «Анналы» дополняют «Историю», являясь ретроспекцией событий от смерти Августа, поэтому они имеют ещё одно название — «История от смерти божественного Августа» (“Ab excessu divi Augusti”). Мрачный террор, царивший в период правления императора Домициана, убедил Тацита, представителя ограниченной в своих политических правах аристократии, в том, что свободе (libertas) и высоконравственным принципам (virtus) постоянно угрожает опасность быть попранными в условиях такой формы государственного управления, какой является монархия. С другой стороны, он признавал историческую необходимость принципата и знал, что возвращение к республиканской форме государственного управления уже невозможно. Это внутреннее противоречие, противоречие между принципатом, с одной стороны, и libertas и virtus — с другой, в существенной мере повлияло на творчество Тацита как историка. В трудах Тацита центральное место занимают выдающиеся личности, которые, по его мнению, определяют ход истории, к таким личностям относятся прежде всего императоры. Тацит рассматривал их поступки и принятые ими решения, исходя из совокупности черт характера каждого, пытался раскрыть те внутренние силы и мотивы, которые руководили ими. К ним он относил чувство страха, подозрительность, властолюбие, жестокость и тому подобное. Его произведения содержат мало информации о жизни римского народа, об органах управления, экономических связях и историческом развитии римских провинций. Тацит описывал не все исторические события, кое-что он опускал, а некоторые по-своему интерпретировал и по-своему оценивал их взаимное влияние.

Драматическая композиция для него всё же важнее, нежели точное соблюдение хронологической последовательности событий, которой он, в общем, старался придерживаться. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно (“sine ira et studio”) Тацит преподносил историю в виде захватывающей драмы, где свет и тени распределены неравномерно. Особое место в этой «драме» отводится императорам, жизнеописание которых составляет основной фон его историографических трудов. Иногда на этом фоне появляются отдельные личности, пытающиеся отстоять virtus в условиях принципата. В состоянии глубокого пессимизма, вызванного осознанием несовершенства общественного строя, причиной чему, как считал Тацит, явилось попрание свободы, он изображал Римскую империю раннего периода несколько тенденциозно, но с высоким мастерством.

В основе языка и стиля Тацита прослеживается влияние Саллюстия, с которым его объединяет пессимистический взгляд на мир. Частое употребление архаизмов и поэтических выражений придавало языку Тацита оттенки благородства, возвышенности; необычные, иногда режущие слух словосочетания, трудные для восприятия краткие предложения и точные высказывания захватывали читателя, заставляли его думать. Удивительно, но после смерти Тацита его труды были почти полностью забыты. За исключением того факта, что Аммиан Марцеллин в конце 4 века дал высокую оценку творчеству Тацита и даже продолжил его «Историю», закончив её 368, едва ли можно найти в поздний период античности ещё какие-либо упоминания о Таците.

В средние века его имя и вовсе было предано забвению. В конце 14 века вновь растёт интерес к отдельным трудам Тацита, а гуманисты занялись поиском его рукописей. Но господствовавший тогда цицеронизм помешал всё же объективно оценить литературное наследие Тацита. И только после выхода в свет (1574) сборника Тацита под редакцией Липсия он получил всемирное признание.

2. Марк Клавдий (латинское М. Claudius), римский император в 275—276, богатый сенатор из Интерамны (Терни) в Умбрии, в 273 — консул, после длительного междуцарствия после смерти Аврелиана в возрасте 75 лет стал императором. В Малой Азии он разгромил готов, захвативших территорию от Чёрного моря и до Киликии. Почти десятимесячное правление Тацита отражало реакцию знати на политику «солдатских императоров» — обострение отношений между сенатом и армией.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru