Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Таблиний – Теэтет Афинский

     

Теория культуры

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

. Античные учения, связанные с вопросами Теории культуры, и в первую очередь с проблемами её возникновения и развития, формировались главным образом в рамках философии с частичным привлечением опыта, накопленного специальными науками — историей, этнологией, медициной и другими. Таким образом, провести чёткую границу между историей и Теорией культуры невозможно. Первые вопросы культурно-теоретического характера (в их зачаточном виде) находим у Гесиода. Там мифологическая традиция (пять веков, Прометей) помогает автору осветить и объяснить основополагающие условия человеческого существования. Образ «золотого века», в котором элементы первобытных отношений слились с чаяниями угнетённых слоёв (мелких земледельцев греческой метрополии), составлял противоположность реальности, где необходимым условием жизни был тяжёлый труд.

Милетские натурфилософы, стремясь определить место человека в мире, выдвинули культурно-теоретические вопросы антропологического свойства. Анаксимандр в своём учении о происхождении человека, облечённого в форму мифа, объявил отличительной чертой человека продолжительную фазу детства, в которой человек познаёт мир. Ксенофан вопреки традиционным мифологическим представлениям о культуре как даре богов объяснял её возникновение стремлением человека продвигаться вперёд шаг за шагом «в поисках лучшего». Начиная с 5 века до нашей эры в различных источниках (у натурфилософов, софистов, медиков) можно обнаружить свидетельства уже сформированной Теории культуры. Софист Протагор, пытаясь дать генетическое объяснение возникновения культуры, использовал миф о Прометее. Кроме того, он полагал, что умения и навыки присущи человеку от природы. Демокрит, стремясь дать причинное объяснение их возникновения, исходил из понятия необходимости, которая заставила людей в столкновении с окружающим миром развивать в себе особые навыки. Анаксагор подчёркивал, как важна для развития культуры человеческая рука. Принципиально важное значение для Теории культуры 5 века до нашей эры играла антитеза «фюсис — номос» («природа — закон»), следствием которой явилось осмысление культуры как некоей «второй натуры» (Демокрит).

Платон и Аристотель развивали учения 5 века до нашей эры (важность разделения труда, возникновение искусств и наук и другие); при этом они стремились к синтезу древних мифологических (у Платона — золотой век) и историко-философских концепций (теория цикличности). Исократ подчёркивал особую значимость логоса (языка и разума) в процессе становления культуры. Из Теории культуры эллинистической эпохи в первую очередь заслуживает упоминания теория Эпикура и его учеников, сведения о которой сохранились, в частности, у Лукреция и Диогена Лаэртского. Движущими силами развития культуры, согласно этой теории, являются необходимость, выгода и опыт. Лукреций представил подробную картину развития материальной культуры, языка, религии, государства и права; замечательно его стремление к историческому анализу (разложение первобытного общества, появление собственности и другие). Стоик Посидоний в своём учении о развитии культуры опирался, подобно Эпикуру, на Демокрита; при этом объяснение развития культуры, исходящее из понятия необходимости, приобрело у него теологический смысл (тяжёлые условия жизни человека определены провидением, с тем чтобы дать людям повод к развитию своих возможностей). Как и в более ранних античных Теориях культуры, Посидоний уделял особое внимание достижениям материальной культуры (гончарный круг, свод, руль). Все эти изобретения он приписывал древним «мудрецам». Теория культуры Посидония оказала сильное влияние на Цицерона, Витрувия, Манилия и других. В новое время мыслители продолжают обращаться к античным Теориям культуры — это Бэкон и Вико, французские просветители (Руссо, Гельвеций), которые опирались, в частности, на Лукреция. Воззрения Протагора и Посидония, воспринятые из более поздних источников, оказали влияние на взгляды Гердера.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru