Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Тиас – Тотила

     

Ткацкое дело

ТКАЦКОЕ ДЕЛО

. Тканьё на вертикальном ткацком станке требовало отвесного натяжения нитей основы посредством глиняных грузиков; каждая вторая нить основы должна была отводиться назад, чтобы пропустить уток с поперечной нитью. После этого происходило отличное от плетения образование ткацкого зева, состоявшее в том, что механизм вытягивал вперёд вторую нить и отводил назад первую нить основы. Даже на самых простых сохранившихся изображениях античных ткацких станков видно устройство для смены местами нитей основы в виде двух поперечных планок. Принцип действия этого механизма, однако, непонятен, так же, как и способ накручивания пряжи (готовой) на навой и прикрепления нитей основы к кроснам. Используемые в современных станках рукоятки и подножки античному Ткацкому делу были неизвестны. Продолжал применяться более простой египетский ткацкий станок с неподвижными верхним и нижним навоями, на которые натягивалась в виде рамы основа с той же длиной нити, что и в более позднее время, то есть 1,5—1,7 м. Каждая поперечная нить должна была подводиться к предшествующей ей при помощи ткацкого гребня, что позволяло регулировать плотность ткани путём изменения числа нитей основы. Возможно, именно для регулирования плотности материи при обслуживании широких ткацких станков привлекалась дополнительная работница, как это видно на самом позднем из сохранившихся античных изображений ткацкого станка на рельефе с форума Нервы в Риме: изображены две работницы, одна из которых сидит, а другая стоит. При работе на широком ткацком станке приходилось подходить к нему с разных сторон, что наглядно описано Гомером в «Илиаде», где Агамемнон говорит о своей наложнице: «...она обветшает в неволе, / В Аргосе, в нашем дому, от тебя, от отчизны далече —/ Ткальный стан обходя или ложе со мной разделяя» (I, 30—31).

Работа на узких ткацких станках могла производиться сидя, что облегчало введение в основу узора, причём для этого требовалось варьировать способ образования ткацкого зева, то есть отводить вперёд и соответственно назад не постоянно каждую вторую, но, напротив, то первую, то вторую нить. Самым простым способом создания узора была периодическая смена цвета нити утка, однако таким образом можно было получать лишь узор полосами, но уже для квадратного узора необходимо было использовать два челнока с нитями разного цвета. Тканье узоров, требовавшее изменения расстояния между нитями основы для каждого прохода утка, могло осуществляться, по всей видимости, только за счёт ручной регулировки грузиков после каждого продёргивания нити утка, что требовало исключительного терпения и внимания. Поэтому в большинстве случаев узоры не ткались, а вышивались вручную уже после изготовления полотна.

Ткацкое делоТкацкое дело:

Ткацкий станок Пенелопы. Процесс ткания происходит сверху вниз, блочки веретна держат нити основы туго натянутыми (с вазы из Кьюзи)

 

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru