Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Травести – Тяжеловооружённые

     

Трудовая этика

ТРУДОВАЯ ЭТИКА

. В отношении к труду отражается в некоторой степени уровень общественного развития. Гесиод воспевал труд как высокочтимое и богом ниспосланное занятие, как источник людского благосостояния. В ходе развития человеческого индивидуума (освобождение от патриархальных отношений, становление личности гражданина греческого полиса) и появления высокоразвитого рабовладельческого общества отношение к труду меняется. Физическая работа (за исключением иногда земледелия), напоминающая рабский труд и ставящая одного человека в зависимость от другого, объявляется аристократией одним из самых презренных занятий. Аристотель считал физический труд холопским, такого же мнения придерживался и Цицерон. Для Платона ремесленная работа была связана с нравственной ущербностью занимающегося ею человека (например, высказывания Калликла в «Горгии»). Аристотель также отказывал ремесленникам и наёмным рабочим в праве на человеческое совершенство. Платон не предусматривал участия ремесленников и крестьян в управлении государством, которое он моделировал. У киников и ранних стоиков физическая работа получила некоторую позитивную оценку.

Римская стоическая философия, хотя и превозносила духовную деятельность, характеризовала физический труд как выражение ответственности индивидуума за себя самого. Раннее христианство также способствовало повышению социальной оценки физического труда. Отношение жёстко эксплуатируемых рабов к труду было, очевидно, самым негативным (например, чтобы получить наибольший прибавочный продукт, сравнимый с абсолютной прибавочной стоимостью при капитализме, продолжительность рабочего дня рабов устанавливалась на пределе физических возможностей человека). Не было возможности улучшить своё положение повышением качества труда из-за всё увеличивающегося числа рабов. На отношение раба к труду в немалой степени влиял вид деятельности (например, работа в доме, на полях или в руднике). Этим определялась также и степень «мятежности» и решительности в оказании сопротивления. Наиболее непокорными были рабы, занятые в сельском хозяйстве и горном деле. Однако ввиду недостаточно развитого общественного сознания сплочённой классовой борьбы рабов не существовало. Принадлежность к различным племенным группам и жизненный уровень, определяемый местом и характером работы, поощрениями со стороны хозяина, обрекали сопротивление рабов (в виде саботажа, бегства или восстания) на неудачу. Борьба рабов носила, как правило, экономический характер. Нерадивая работа, плохое обращение или порча инструментов и оборудования сохраняли низкий уровень производительности труда. Повышение производительности труда посредством применения более сложной техники рабовладельцы считали делом рискованным из-за враждебного отношения к ним рабов. Это в значительной степени сдерживало технический прогресс.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru