Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Фиала – Фиэк

     

Философия

ФИЛОСОФИЯ

(греческое любовь к мудрости, к знанию). Термин «Философия» восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием «Философия» в смысле, близком к современному. Эпикур и стоики усматривали в ней не столько теоретическую картину мироздания, сколько всеобщее правило практической жизнедеятельности.

Ионийская натурфилософия. Падение власти родовой аристократии и подъём земледельцев, торговых слоёв общества, а также ремесленников, получивших политическое оформление сначала в институте тирании, а затем рабовладельческой демократии, явились благоприятной предпосылкой возникновения европейской Философии. На первых порах она развивалась в рамках идеологии этих новых слоёв общества, которые были заинтересованы в развитии как Философии, так и отдельных наук. Кроме того, благодаря выгодному географическому положению Ионии она имела обширные сухопутные и морские связи с высокоразвитыми странами Востока и Средиземноморья. Оттуда Философия получала многочисленные стимулы для дальнейшего развития. Мореплавание и торговля сами по себе требовали астрономических и географических знаний. Расцвету философского мышления способствовало также развитие материального производства, отсутствие касты жрецов и религиозных догм, которые могли бы служить серьёзным препятствием для формирования научной картины мира того времени. В 7 и 6 веках до нашей эры центром греческой культуры стала Иония. В Милете — одном из самых процветающих её полисов — возникла ионийская натурфилософия. Её представители пытались ответить на вопрос о том, что является неизменной первоосновой всего сущего, из которой всё возникает и в которую всё вновь возвращается. При этом мир они воспринимали как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду или влагу. Анаксимандр — апейрон («беспредельное»), а Анаксимен — воздух. Все трое принимали за основу мира материальную субстанцию, которую они полагали одушевлённой (гилозоизм). Материалистические и диалектические взгляды ионийских натурфилософов выражены ещё в достаточно наивной форме. Наряду с философскими вопросами они занимались также изучением астрономических, географических, геометрических и других проблем. Сохранились свидетельства о политической деятельности Фалеса. Из Ионии происходили также Пифагор, основатель собственной философской школы, Ксенофан, который считается основоположником Философии элеатов, а также Гераклит.

Пифагорейцы были первыми представителями философского идеализма. Основой всего сущего они считали числа и числовые отношения. В созданном ими религиозно-политическом союзе огромное внимание уделялось вопросам этики. Они внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

Элеаты. Их наиболее ярким представителем стал Парменид, выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Множественность же вещей и их движение были, с его точки зрения, лишь видимостью и обманом органов чувств. Зенон и Мелис, исходя из парадоксальности этого тезиса, пришли к созданию своеобразной диалектики понятий. Пифагорейцы и элеаты представляли главным образом аристократические слои греческих городов-государств.

Гераклит и философы-материалисты 5 века до нашей эры. В отличие от Философии элеатов Гераклит видел сущность бытия в непрерывном изменении, которое происходит согласно всеобщему закону (логосу), в единстве и вечной борьбе противоположностей. Стихийный материализм Гераклита был неразрывно связан с его диалектикой. Подобно элеатам, Эмпедокл, Анаксагор и Левкипп также выдвигали тезис о наличии неизменной материальной основы всего существующего. Но вместе с тем они разделяли идею Гераклита о вечной подвижности и изменчивости реального мира, которую они объясняли соединением и разъединением элементов (Эмпедокл), гомеомерий (Анаксагор) или атомов (Левкипп). Подъём рабовладельческой демократии создал социально-экономическую основу для развития античного материализма. На смену Ионии и Южной Италии, бывших основными центрами развития Философии, пришли Афины, которые, одержав победу над персами, приобрели значительный политический и духовный приоритет в Греции. Анаксагор был первым знаменитым философом, представлявшим афинскую философскую школу.

Софистика. Развивающаяся рабовладельческая демократия непосредственно связана с подъёмом общественной жизни. Народные собрания, выборность правителей и законодательная основа жизни общества вызвали живой интерес к риторике, искусству доказательства, политике и праву. Всё это одновременно явилось причиной отхода от натурфилософских проблем и выдвижения на первый план целого ряда антропологических, политических, этических и других проблем. Софисты стали первыми, кто осознал необходимость их постановки, они же дали материал Аристотелю для его логики, то есть науки о законах мышления. Развивая риторику, софисты внесли значительный вклад в повышение общего уровня образования свободных имущих слоёв. Исповедуя учение о естественном праве, они выступали главным образом против устаревших общественных традиций, нередко впадая на этом пути в субъективизм и релятивизм.

Сократ и сократики. Сократ усматривал свою основную задачу в преодолении произвола в сфере понятий в процессе познания истины, ибо истинное познание, по его мнению, является предпосылкой нравственного образа действий, к которому должен стремиться каждый человек. Сократ верил в силу человеческого разума и логической аргументации; его этика глубоко рационалистична. Хотя сам Сократ происходил из малоимущих граждан полиса, среди его учеников были выходцы из среды аристократии. Из так называемых сократовских школ мегарская (основана Евклидом) и, вероятно, также элидо-эретрийская испытали сильное влияние элеатов и софистов. И те, и другие, однако, стремились к преодолению релятивизма. Значительное число приверженцев имело учение киренаиков, проповедовавших гедонизм, а также атеистические воззрения, и киников, которые стремились к автаркии, то есть внутренней независимости и самоудовлетворённости индивида, презирали достижения культуры и цивилизации и нередко вели нищенское существование. Негативным отношением к существующей культуре отличались и та, и другая школы: философы — выходцы из бедных слоёв населения — отвергали её, ибо не могли пользоваться её плодами, философы же, представляющие зажиточную часть общества, были намерены паразитировать на ней.

Классические системы античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель). Демокрит, Платон и Аристотель, исходя из самых различных предпосылок, пытались обосновать философские системы, которые бы интегрировали как достижения натурфилософии, так и этики, логики, гносеологии, политики и эстетики, стремясь к дальнейшему их развитию. Демокрит — выдающийся материалист античности — распространил атомистику на все сферы объективной реальности и все области человеческого познания. Качественную определённость мира явлений, данную человеку в его ощущениях, он объяснял различным положением, формой и сочетанием движущихся атомов. Истинную сущность мира, по мнению Демокрита, составляют атомы и пустота. Душа человека также состоит из очень подвижных огненных атомов. Эйдола (отпечатки образов предметов) воздействует на наши органы чувств, а через них — на атомы души. Согласно этике Демокрита, счастье, к которому стремится человек, состоит в «благом» состоянии души. Платон, главный «идейный» противник Демокрита, полагал, что существует мир явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостигаемый мир истинного бытия. Этот истинный мир есть мир идей, который представляет собой самостоятельную сферу и венчается идеей блага. Идеи — суть неподвижные, неизменные, вечные сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится в постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения добродетели. В своей теории государства, которая основана на учении о душе, Платон является идеологом реакционно-политического строя, олигархического режима Спарты, а точнее «казарменного коммунизма». Идейным противником, хотя отчасти и последователем, Платона был Аристотель — величайший мыслитель и наиболее универсальный учёный античности. Особое влияние на последующую Философию имело его обоснование логики, и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. Аристотель разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике Аристотеля, особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также суждением и выводом существует определённая связь. Основную роль Аристотель отводил методу индукции, требующему перехода от единичного к общему. В своей «первой Философии» («Метафизика») Аристотель ввёл всеобщий принцип соотношения между формой и материей. В противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том, что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей, придавая ей определённость. Материя же сама по себе пассивна и составляет материал для формы. Задачей научного познания является познание формы. «Первая Философия» Аристотеля, несмотря на некоторые материалистические элементы, в целом носит идеалистический характер. Принцип соотношения между формой и материей Аристотель пытался применить к конкретным областям знаний. Согласно его учению о человеке, душа — это форма тела, а разум — форма души (принцип, составивший основу его этики). Счастье как высшую цель человеческих устремлений человек находит в развитии своей природы, которая, собственно говоря, сводится к разуму. Этические добродетели зиждутся на разумном действии, дианоэтические — на разумном мышлении. Реализация этих добродетелей предполагает воспитание воли. Нравственное воспитание граждан является основной задачей государства. Только в обществе себе подобных человек, будучи «политическим существом» (zoon politikon), может достигнуть нравственного совершенства. Аристотель считал, что деление общества на свободных и рабов во многом определяется самой природой людей, что в принципе неверно. В области естествознания Аристотель также выдвинул ряд важных для своего времени идей.

Эллинистическая философия (эпикурейцы, стоики, скептики). После Аристотеля в общественной жизни Греции произошли значительные перемены. Под властью Македонии греческие города-государства утратили свою былую самостоятельность и в конце концов отошли к Римской империи. Жесточайшие войны и общественные катаклизмы породили в сознании как отдельного человека, так и всего общества чувство неуверенности. Афины утратили своё политическое значение. Свободные граждане, ранее бывшие политически активными членами общества, были отстранены от политической деятельности. Утрата политической самостоятельности полиса привела к возникновению нового типа мышления — космополитического. Многие обратились к Философии как средству утешения и исцеления. Вслед за философскими системами общего характера стали возникать философские учения, в которых преобладала этическая проблематика. Основным адресатом этой Философии стал отдельный индивид, хотя Стоя и Эпикур занимались также изучением вопросов физики и логики. Место социальной этики — исключение составляли лишь киники и киренаики — заняла этика индивидуальная. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время происходил бурный процесс развития отдельных наук, особенно в Александрии. Однако центром Философии долгое время оставались Афины, сохранившие последние признаки былого величия. Кроме школы поздних перипатетиков, следует назвать также эпикурейцев. Эпикур был продолжателем атомизма Демокрита. Его теория познания является разновидностью сенсуализма, а естественнонаучные взгляды опираются на атомизм. Величайший материалист периода эллинизма Эпикур внёс в атомистическое учение важное изменение: свободно двигаясь в пустом пространстве, атомы немного отклоняются от прямой. Это беспричинное отклонение косвенно обосновывало свободу воли человека. По Эпикуру, высшим благом для человека является наслаждение, но наслаждение скорее духовное, чем чувственное и более продолжительное, чем краткое удовольствие (или неудовольствие). Именно эти критерии определяют соответствие (или несоответствие) того или иного явления человеческой природе. Политической деятельности Эпикур предпочитал отношения дружбы, столь характерные для античного мира. Целью его учения было избавление человека от страха перед богами и смертью. Философия Эпикура получила блистательное поэтическое воплощение в произведениях Лукреция. Большое значение, в том числе и для образованных римлян, имела Философия стоиков, которая со временем всё более приобретала религиозный характер. Так как, согласно учению стоиков, истинная нравственность, являющаяся венцом человеческих устремлений, невозможна без истинного познания, они придавали большое значение теории. В теории познания они склонялись к сенсуализму, а в физике — к материализму. В своих телеологических воззрениях стоики сближались с перипатетиками и платониками и резко выступали против Эпикура. В учении о душе они придерживались идеалистической идеи о её бессмертии. Высшую цель человеческой жизни стоики усматривали в добродетели, которая, по их мнению, состояла в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Утопическая теория о мировом государстве соответствовала их космополитическому учению. Третьим значительным направлением в Философии после Аристотеля был скептицизм. Какое-то время скептицизм господствовал и в воззрениях платоновской Академии. Скептики (основными представителями которых были Пиррон, Аркесилай, Карнеад и Энезидем), несмотря на разный способ доказательств, единодушно сходились в едином и главном принципе: так как истинное познание невозможно, то следует воздерживаться (epoche) от любого суждения, а отсюда — стремиться к апатии и атараксии. Здесь налицо явный отход от устоявшегося ещё со времён Сократа тезиса, согласно которому познание является необходимой предпосылкой для достижения высшего блага и добродетели. Если же человек вынужден прибегать к каким-то действиям, то, согласно скептикам, достаточно следовать таким канонам, как вероятность, традиция и привычка. Наряду с этими школами, которые получили более или менее широкое распространение, а также наряду с Философией эклектизма (в том числе Цицерон, Плутарх) продолжала существовать платоновская Академия и перипатетическая школа.

Позднеантичная Философия. Для Философии поздней античности характерно усиление религиозных мотивов. Распад Римской империи, неопределённость и безысходность положения всех классов, слоёв общества и составляющих империю народностей привели к массовому обращению к религии. Стоики, киники, аристотелики, скептики, а также эклектики так или иначе занялись разработкой религиозных проблем. Исключение составлял лишь эпикуреизм. Что касается платоновской Философии, то она модифицировалась в неоплатонизм, ставший основным течением позднеантичной Философии. Его возникновению предшествовало соединение идей греческой, восточной и иудейской Философий (Филон), а также неопифагореизма, отличавшихся сильным мистицизмом и поисками потустороннего. Основателем неоплатонизма стал Аммоний Сакк, а его известными представителями — Порфирий, Прокл и Плотин — наиболее яркая и самостоятельная фигура. Пифагорейские, восточные, мистические и платоновские элементы слились в неоплатонизме в единую идеалистическую систему, явившуюся своего рода эрзацем религии. Согласно неоплатоникам, из божественного единого возникает духовный, из него — душевный, а из того в свою очередь уже физический мир. Низшей ступенью бытия является материя, она же — не сущее и изначальное зло. Задача человека состоит в том, чтобы вновь найти путь к единому через отрешение от материального мира посредством нравственного очищения (катарсиса) и освобождение души от тела посредством аскезы. Соединение души с единым происходит при их мистическом слиянии в состоянии экстаза.

Заключение. За всю историю своего более чем тысячелетнего существования античная Философия продвинула вперёд изучение всех областей философского знания, за исключением, пожалуй, развитой Философии истории. Античная Философия в целом отличалась созерцательностью, а её представители были, как правило, выходцами из имущих слоёв общества. Существовало два главных течения — материализм и идеализм. Для истории античной Философии характерны теоретические расхождения, представленные определёнными школами или же отдельными философами, такими, например, как противоречие во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на Философию и антропологическую Философию («физики» и софисты или Сократ), на наслаждение и добродетель или аскетизм (киренаики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпикур), на каузальность и телеологию (Эпикур и Стоя) и другие. За ними не всегда можно усмотреть решение основного вопроса Философии, а резкая, порой непримиримая борьба философских течений способствовала развитию самой Философии. Дисциплина мышления, явившаяся результатом возникновения античной Философии, стала и важной предпосылкой развития науки вообще. Непреходящей заслугой античной Философии, в первую очередь Философии материалистической и философии Аристотеля, является всеобъемлющее и систематическое обоснование Философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или по меньшей мере постановка) всех основных философских проблем. Их влияние на становление последующей теоретической мысли огромно.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru