Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Царская дорога – Чума

     

Цицерон

ЦИЦЕРОН

(латинское Cicero) Марк Туллий, родился в 106 до нашей эры в Арпине (Самний), убит в 43 до нашей эры близ Формий, римский оратор, политический деятель и писатель. Циццерон происходил из сословия всадников, довольно рано прибыл в Рим, где получил превосходное образование, особенно в риторике, философии, праве. Ещё при Сулле выступал оратором в процессах с политаческой подоплёкой (первая сохранившаяся речь за Квинкция — 81 до нашей эры), затем в целях совершенствования своего образования в 79—77 до нашей эры совершил поездку в Грецию (в Афинах завязал дружеские отношения с Аттиком, на Родосе учился у Молона). Его ораторские успехи расчистили ему дорогу к политической деятельности, поэтому, несмотря на сопротивление нобилитета «новому человеку» (homo novus), он избирался на государственные должности в возрасте, минимально разрешённом для их занятия: в 75 стал квестором в Сицилии, в 69 — курульным эдилом, в 66 — претором, в 63 до нашей эры — консулом.

Во время своего консулата Цицерон добился крупнейшего политического триумфа благодаря подавлению заговора Катилины. Якобы незаконная казнь главарей заговора впоследствии сыграла роль в судьбе самого Цицерона. По предложению Клодия в 58 до нашей эры он был изгнан и, хотя уже через год получил возможность вернуться с почётом, его политическое влияние пострадало. В последующие годы он написал свои важнейшие труды по риторике и философии государства, с 51 принял управление провинцией Киликия. В начале гражданской войны Цицерон после безуспешных попыток примирения примкнул к Помпею, но придерживался умеренной политики и в 47 до нашей эры был прощён Цезарем. Последующие годы вынужденной политической бездеятельности дали Цицерону возможность вплотную заняться философскими сочинениями (46—44 до нашей эры). После убийства Цезаря он ещё раз выступил на политической арене и пытался восстановить прежние республиканские порядки. В качестве вождя сенатской партии в 14 филиппиках (названных в подражание речам Демосфена) Цицерон энергично нападал на Антония, который после образования Второго триумвирата добился внесения Цицерона в проскрипционные списки; 7.12.43 до нашей эры Цицерон был убит.

Литературное наследие Цицерона охватывает риторические, философские сочинения, речи и письма. Риторические и философские сочинения Цицерона изданы ещё при жизни его другом Аттиком, речи — вольноотпущенником Тироном, который привёл в порядок наследие Цицерона и подготовил к изданию часть его корреспонденции. Из речей Цицерона 57 сохранились полностью (судебные, сенатские и речи к народу), примерно столько же утрачено. В ранних речах, в которых он соперничал с Гортензием, Цицерон склоняется к азианистской манере, но уже в речах против Верреса (70 до нашей эры) проявляется его собственный стиль; для него характерны отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов, обильное, но не чрезмерное употребление риторических украшений, выделение крупных, отчётливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, суверенная сдержанность, применение всех видов стиля, смотря по необходимости; образцом ему служил Демосфен. Начиная с процесса против Верреса, Цицерон считался непревзойдённым мастером римского красноречия. Он перерабатывал свои речи для изданий, кроме непосредственно судебных и политических, что способствовало распространению его славы как оратора. Из его риторических сочинений большое значение имеют прежде всего 3 книги: «Об ораторе» (55 до нашей эры), в которой Цицерон рисует идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, «Брут» (46 до нашей эры), история римского красноречия, «Оратор» (46 до нашей эры), где Цицерон разрабатывает вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывает собственный идеал. К философским трудам Цицерон обращался лишь во время вынужденной политической бездеятельности. В ранних (56—51 до нашей эры) произведениях по философии — «О государстве» (сохранилось лишь во фрагментах) и «О законах» (не завершено) Цицерон, являясь сторонником основополагающих философских трудов Платона, рисует картину образцового государства с наилучшим законодательством, осуществлённым в римской конституции (комбинация консулата, сената, народного собрания), одновременно идеологически обосновывает привилегии нобилитета.

Политические и личные невзгоды (победа Цезаря, преждевременная смерть любимой дочери Туллии) подтолкнули Цицерона к более интенсивным, чем прежде, философским занятиям, причём в нём созрело решение изложить на латинском языке всю греческую философию, чтобы сделать её доступной для своих соотечественников в Риме. Этот план осуществился в 46—44 до нашей эры («О пределах Добра и Зла», «Тускуланские беседы». «О природе богов», «Об обязанностях»). Не предпринимая самостоятельных исследований, он подбирал в греческой философии теории, казавшиеся ему разумными и полезными (в особенности труды академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона, а также стоика Посидония), и излагал их в популярной форме (диалоги).

В обширной корреспонденции Цицерона сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, благодаря которым мы можем познакомиться с его личными мыслями и чувствами. Кроме того, эти письма являются бесценным источником по общественным, политическим и культурно-историческим отношениям того времени. Однако осовная заслуга Цицерона не относится к сфере политики, как это он считал сам. Не понимая исторической ситуации, Цицерон стремился отстоять господство нобилитета (к нему он сам не принадлежал), угрозу которому создавали изнутри коррупция, а извне — требования популяров; отсутствие твердой позиции в борьбе за власть привело его к политическому крушению.

В сравнении с этим значение Цицерона в сфере языка и литературы недооценивается. Благодаря своим речам, а также риторическим и философским сочинениям Цицерон стал создателем классической латинской художественной прозы, которая в последующие времена считалась образцовой. Его философские труды знакомили с греческой философией не только современников, но и потомков в средневековье и новое время. Глубоко убеждённый в значении греческой культуры для образования человека, Цицерон употреблял слово “humanitas” в смысле «образование», подразумевая, что человеком можно стать лишь благодаря образованию. Влияние Цицерона было уже в античности чрезвычайно велико. Он неизменно занимал важнейшее место в том историческом наследии, которое античность оставила римлянам. Через 120 лет после смерти Цицерона Квинтилиан положил начало «цицеронизму» в котором речи Цицерона провозглашались образцом, а идеал стиля и образования настойчиво пропагандировался. Довольно скоро значение Цицерона оценили первые христиане, например, Лактанций, которого вследствие подражания римскому автору именовали христианским Цицероном. Иероним упрекал себя в том, что он являлся приверженцем Цицерона (“Ciceronianus”), а не Христа (“Christianus”). Августин относил знакомство с цицероновским диалогом «Гортензий» (утрачен) к решающим событиям своей жизни. Петрарка, восторженный почитатель Цицерона, немало способствовал окончательной победе цицеронизма, так что подражание стилю Цицерона, которое сопутствовало изучению его произведений, стало целью гуманизма. В период неогуманизма 18 века, когда были как бы заново открыты греческие оригинальные произведения, Цицерон утратил своё преимущественное положение в области влияния античной культуры.

ЦицеронЦицерон:

(портрет времён ранней императорской эпохи, Флоренция)

 

 

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru