Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Шаблон – Штурмовая лестница

     

Школьное образование

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(от греческого schole — досуг).

Греция. Система античного Школьного образования сформировалась в раннеэлинистическое время и не претерпела существенных изменений до конца античного периода. Вслед за элементарной (начальной) школой следовали занятия в школе средней ступени, сводившиеся в основном к изучению грамматики, то есть языка и литературы, риторики, то есть теории и практики красноречия. Начальные школы существовали с 6 веке до нашей эры сначала в Афинах, затем — в других греческих городах. В эллинистическое время дети свободных граждан получали Школьное образование начальной ступени повсеместно, хотя оно и не являлось обязательным. Начиналось Школьное образование в возрасте около 7 лет; мальчики и девочки занимались вместе. В классический период элементарные школы были частными. Исключение составляла Спарта, где школа, как и вся система воспитания и образования, находилась под надзором государства. Предметом изучения были чтение и письмо, а также начальные основы счёта. Наряду с ними в классическое и эллинистическое время были предусмотрены занятия спортом и музыкой, которые, однако, постепенно теряли своё значение, вытесняемые уроками чтения и письма.

Средняя ступень Школьного образования сформировалась в 4 веке до нашей эры в связи с возросшими требованиями, предъявляемыми обществом. Своим возникновением она была обязана прежде всего софистике. Государство всё активнее оказывает влияние на Школьное образование, что наблюдалось прежде всего в Ионии (например, в Милете и Теосе). Здесь наряду с начальными школами и в дополнение к ним были основаны так называемые эфебии (гимнасии для эфебов, то есть юношей). Они являлись государственными учебными заведениями с твёрдым внутренним распорядком. Содержались они на общественный счёт, хотя важную роль играли также частные взносы и пожертвования богатых граждан. Гимнасии были открыты для всех свободных членов общества. Наряду с эфебиями существовали соответствующие средние школы для девушек. Возраст учеников установить трудно, но, как правило, он колебался в пределах от 13 до 18 лет. Учебная программа предусматривала всестороннее развитие. Её целью являлось общее среднее образование, называемое греками enkyklios paideia (обучение по всему кругу знаний) и подразумевавшее изучение “artes liberales”, то есть семи «свободных искусств» (грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Кроме того, эта система сохранила занятия спортом, заимствованные из древнегреческого гимнасически-мусического Школьного образования. Все эти предметы не всегда входили в учебные планы. Но грамматика и риторика, основы математики, а также музыка и спорт были обязательными. Центральное место занимали занятия по грамматике и риторике. Античная грамматика включала в себя уроки литературы, ставившие главной задачей изучение крупнейших поэтов — в первую очередь Гомера, трагика Еврипида, автора комедий Менандра и оратора Демосфена. Риторика считалась высшей ступенью среднего образования и охватывала теорию красноречия, заучивание примеров и практические упражнения (декламацию). Систематическое изучение риторики нередко становилось предметом последующего высшего образования. В задачу общеобразовательной средней школы не входило научить молодого человека конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактические знания. Основное требование сводилось к раскрытию духовных способностей человека, к созданию предпосылки для его высшего образования или для дальнейшего выбора специальности. Воспитать мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру — такова была цель античного среднего образования.

Рим. Римляне переняли основы системы греческого Школьного образования, сформировавшейся в эллинистическое время, и без существенных изменений приспособили её к своим условиям. Различие состояло в том, что в Риме Школьное образование осталось сугубо частным и никогда не имело чёткой организационной структуры. Элементарные школы, где обучались чтению, письму и началам счёта, существовали в Риме с 3 века до нашей эры. Система среднего образования представляла собой в целом копию эллинистической системы (как по содержанию, так и по своим целям), но не являлась государственным институтом. Ученики за плату посещали учителя, который, как правило, преподавал грамматику, нередко совмещая это с основами риторики. Занятия музыкой и спортом для Рима не были характерны. Математические дисциплины на средней ступени также не играли существенной роли; они, как правило, не выделялись в самостоятельный предмет. Систематические занятия риторикой обычно начиналось уже на высшей ступени образования. Риторику изучали под руководством учителя (ритора) после овладения грамматикой. Такая практика отчасти имела место и в греческом Школьном образовании. Таким образом, обширная в теории программа Школьного образования на практике в Риме ещё более, чем в Греции, сузилась в направлении изучения языка и литературы. Неизбежное при этом обеднение программы в известной степени компенсировалось тем, что занятия были двуязычными: сначала (до 12 лет) ученики посещали уроки греческого языка и литературы, а затем начинали параллельно заниматься латинской литературой и языком. Методика преподавания латинской грамматики не отличалась от греческой — вместо греческих авторов изучали римских, особенно Теренция и Вергилия. В остальном занятия латинской грамматикой шли параллельно с занятиями греческой и продолжались примерно до 17-летнего возраста. В Риме, как и в Греции, за средней ступенью следовало высшее образование, заключавшееся прежде всего в изучении риторики и философии.

Практика преподавания и обучения. Местом для занятий в начальной школе в Греции служил зал, в Риме — помещение, обычно расположенное под колоннами на городском форуме, отгороженное лишь матерчатой занавеской. Часто оно украшалось изображениями муз. Учитель сидел на стуле, ученики располагались вокруг него на простых деревянных табуретах. Писали ученики на коленях, где лежали деревянные таблички, чаще всего скреплённые между собой в форме тетрадок шарниром или простой бечёвкой, протянутой через отверстия. Эти таблички были покрыты слоем воска, что позволяло наносить на них буквы стилем, другой конец которого был сплющен и служил для стирания написанного. Часто для письма использовали таблички без воска, на которых можно было писать чернилами. Для письма чернилами пользовались расщеплённым стеблем тростника, а для стирания написанного употребляли губку. Реже для письма использовали дорогой папирус в форме листков, сшитых бечёвкой в тетрадку. Писали также на глиняных черепках (ostraka). Уроки чтения и письма проходили параллельно. Затем следовали занятия арифметикой, ограничивавшиеся, как правило, изучением цифр и счёта на пальцах. Методика преподавания была примитивной: учитель читал вслух и диктовал, а ученики постоянно повторяли и записывали услышанное; строка за строкой они переписывали отдельные буквы, слоги, слова и фразы. Уже во времена Римской империи делались попытки облегчить учебный процесс с помощью простых пособий. Детям давали для игры буквы из слоновой кости или самшита; в награду за успех они получали печенье, также в форме букв. Но основным средством обучения были розги и другие наказания. Латинское выражение “manum ferulae subduccere” («класть руку под розгу») означает «идти в школу». Учебников в начальной школе почти не было. Иногда в качестве книги для чтения греки пользовались «Одиссеей» Гомера, а римляне Законами 12 таблиц или же «Одиссеей» в переводе на латынь Ливия Андроника. Лишь на средней ступени учитель грамматики, главной задачей которого было воспитать правильность речи и познакомить учеников с классическими авторами, использовал учебники. Учебниками были: 1. Оригинальные тексты классиков (Гомер, Еврипид, Менандр, Демосфен — у греков; Вергилий, Теренций, Цицерон и Саллюстий — у римлян); 2. Снабжённые пояснительными заметками на полях (схолиями) издания различных писателей; 3. Краткие сборники по отдельным важнейшим отраслям знаний, например, компендии по мифологии, метрике, географии, хронологические обзоры исторических событий и так далее. В средней школе учебниками служили также учебные стихотворения, например, “Phainomena’’ («Небесные явления»), учебное стихотворение по астрономии эллинистического поэта Арата из Сол. Наследие античного Школьного образования сохранялось в средневековых монастырских школах, затем, начиная с 13 века, также и в городских латинских школах, названных гимназиями и имевших разностороннюю программу. Эти гимназии, часть которых позже превратилась в университеты, дали начало так называемой гуманитарной гимназии, положившей в свою основу изучение греческого и латинского языков, а также литературы на этих языках. До 2-й половины 19 века эти гимназии являлись господствующим средним учебным заведением, обеспечивавшим поступление в университет. Гуманитарная гимназия утратила своё привилегированное положение лишь в 20 веке, когда к ней была приравнена реальная гимназия и высшая реальная школа. Все три ступени античного учебного процесса (элементарная школа, средняя школа, высшее образование) сохранились до наших дней, хотя и подверглись значительной модификации.

Школьное образованиеШкольное образование:

Занятия в школе (воспроизводится по чаше Дуриса)

 

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru