Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

Словарь античности. Клуб ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

АРТ-салон

МУЗ-салон

ЛИИМиздат

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

РЕКЛАМА

 
       
 

На главную Поиск по словарю Словарь античности: Эмаль – Эпос

     

Эмпедокл

ЭМПЕДОКЛ

из Акраганта (греческое Empedokles) (около 495—435 до нашей эры), древнегреческий философ. Согласно легенде, погиб, добровольно совершив прыжок в кратер Этны, в действительности умер на Пелопоннесе. После свержения тирании в Акраганте отклонил предложенные ему знаки царскою достоинства, возглавлял демократическое движение родного города. Почитался своими приверженцами, которые оказывали ему почти божественные почести.

Эмпедокл занимался врачеванием и был жрецом. В крут его интересов входили астрономия, космология, математика, физиология, психология, зоогония. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», а также «Очищения». В сочинении «О природе» изложена, его натурфилософия. Корни всех вещей, по Эмпедоклу,— огонь, вода, воздух и земля. Они вечно неизменны, нееоздаваемы и неразрушаемы. Они не могут превращаться один в другой, а могут только смешиваться механически друг с другом.

Таким образом, Эмпедокл был создателем классического учения об элементах, он заложил основы их научного понимания. Мир явлений, по Эмпедоклу существует благодаря соединению и разделению элементарных частиц; причина соединений — любовь, а разъединений — ненависть. Любовь и ненависть суть универсальные вечные движущие силы. Это наивно-образное понимание предвосхищает концепцию противоположности, притяжения и отталкивания. Материя и энергия существуют неразделимо одна от другой, мировые процессы представляют собой колебание между крайностями полного смешивания (исключительное господство любви) и полного разделения (исключительное господство ненависти). Отдельные вещи, в том числе и люди, могут существовать лишь на промежуточных ступенях. Многообразие мира есть результат различных пропорций смесей между элементами. Среди живых существ могут возникать совершенно случайные образования, однако сохраняются лишь целесообразные. Этим Эмпедокл предвосхищает появление некоторых современных биологических теорий. Отвергая гипотезу о помощи божественных сил, Эмпедокл пытается объяснить и такие сложные явления природы, как день и ночь, времена года, солнечный и лунный свет.

В области теории познания Эмпедокл исходит из посылки, что разнообразным органам чувств свойственны различные поры, в которые внедряются лишь одинаково сформированные и равновеликие материальные образы внешних вещей и тем самым вызывают ощущения. Равное узнаётся через равное. Например, «солнце может быть познано через чувствительные к нему глаза», как позднее выразился Гёте. В «Очищениях» или «Искуплениях» проявляется религиозный настрой Эмпедокла. Он представитель учения о переселении душ: кто обременён виной, тот должен блуждать в различных образах трижды десять тысяч ор. Для Эмпедокла характерно истолкование народных верований через явления природы. В этом проявилось влияние на его мировоззрение орфико-пифагорейского учения о душе. Образ Эмпедокла и его труды оказали большое воздействие на все последующие поколения, нашли отражение в творчестве таких поэтов, как Гёте, Гёльдерлин и Брехт.

Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.

     

А Ад Ам Ап Ар Ас Б Бл В Ви Г Ге Ги Гн Д Ди Дл Е, Ж З И Ио К Кв Кл Ком Кр Л Ли М Ме Ми Мон Н Ни О Он П Пе Пи Пн Пр Пс Р Ри С Се Си Сл Сп Су Т Ти Тр У Ф Фи Фл Х Ц, Ч Ш Э Эм Эр Ю, Я Прил.

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще 1 раза в месяц

 
                 

 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены

 

Top.Mail.Ru