|
На главную
Поиск по словарю
Словарь античности: Эразм Роттердамский – Ээт
Этрусское искусство
- ЭТРУССКОЕ ИСКУССТВО
-
. Этрусским и греческим мастерам-иммигрантам принадлежат многие произведения изобразительного и прикладного искусства и архитектуры 8—1 веков до нашей эры. Связанная с культурами террамар и Вилланова, но имевшая также собственные импульсы, смешанная этрусская культура распространилась в ходе военной и административной экспансии 7—5 веков до нашей эры на Юг через Лаций (Рим, Пренесте) до Кампании (Капуя), а в 6—4 веках до нашей эры — на Север до равнины По (так называемая Эмилия со Спиной и другими городами). Этрусское жилищное и храмовое строительство может быть в общих чертах реконструировано на основе планов и моделей (урны соответствующей формы), а также по письменным источникам (Витрувий); оно оказало влияние на римскую архитектуру. Осевое координирование городских сооружений римляне использовали, в частности, в строительстве военных лагерей. Среди погребальных сооружений по размерам и оформлению выделяются курганные, имелись другие формы — кубические, эдикулы. Этруски изготавливали статуэтки, а с конца 7 века до нашей эры полноразмерные статуи из камня, но прежде всего из обожжённой глины и бронзы: Аполлон из Вейи (терракота, 6 век до нашей эры), Марс из Тоди (бронза, 4 век до нашей эры), L`Arringatore (бронза, 1 век до нашей эры), так называемая голова Брута (бронза, около 300 нашей эры) — значительные произведения этрусской пластики. Было освоено искусство рельефа в камне (саркофаги), металле (бронза, серебро, золото), терракоте (саркофаги, пластика фронтона). В гробницах сохранилась настенная живопись (особенно Тарквиния); она находится под сильным греческим влиянием, напоминая черно- и краснофигурную вазопись (фалискские вазы). Самобытными являются творения этрусков импасто и буккеро (Bucchero sottile, pesante). Выдающуюся роль играли ювелирные и художественные работы (лампа из Кортоны, пренестинские цисты, зеркала и так далее). В противоположность греческому в Этрусском искусстве заметно отсутствие чувства композиции и пропорции, уравновешенности массы, движения и покоя, углублённости содержания; оно отличается подчёркиванием деталей отдельных фигур, индивидуальной неповторимости и бренности. Вместе с тем оно находится в соответствии с социальной и политической структурой этрусского общества, неспособного преодолеть сепаратистские устремления отдельных городов, которые не давали им возможности подняться от временного союза до уровня римлян в военном и политическом отношении.
Все статьи словаря по: Словарь античности. Перевод с немецкого.-М.: Прогресс, 1989.- 704 с., иллюстрации.
А
Ад
Ам
Ап
Ар
Ас
Б
Бл
В
Ви
Г
Ге
Ги
Гн
Д
Ди
Дл
Е, Ж
З
И
Ио
К
Кв
Кл
Ком
Кр
Л
Ли
М
Ме
Ми
Мон
Н
Ни
О
Он
П
Пе
Пи
Пн
Пр
Пс
Р
Ри
С
Се
Си
Сл
Сп
Су
Т
Ти
Тр
У
Ф
Фи
Фл
Х
Ц, Ч
Ш
Э
Эм
Эр
Ю, Я
Прил.
|
|
|
Поделиться в:
|
|